Звукопоглощающие ЛКМ
Звукоизолирующие лакокрасочные материалы появились на строительном рынке относительно недавно. Они устойчивы к механическим, химическим и температурным воздействиям, обладают достаточным уровнем адгезии и малым весом. В отличие от листовых методов ШВИ новая технология применима даже на труднодоступных участках конструкций.
Принцип действия
Лакокрасочная продукция со звуко- и виброизолирующими свойствами содержит специальный наполнитель со структурой, напоминающей поры. Под воздействием звуковых волн они резко сжимаются, а затем постепенно возвращаются в исходное состояние. В итоге уровень проникающего внутрь шума снижается.
Эффективность звукоизоляции с помощью ЛКМ пока невысока. Экспериментальные данные указывают на снижение общего значения шума на 7-10 дБ при использовании однослойного покрытия. Тем не менее, методика может использоваться в виде дополнения к традиционным рулонным средствам.
Основным связующим компонентом звукоизоляционных смесей служит акрил или битум. В связи с этим они делятся на две группы.
Акриловые
Инновационные средства шумопоглощения, состоящие из вакуумных микросфер, акрилового связующего, высококачественного молотого стекловолокна и целевых добавок. Они изготавливаются на водной основе, практически лишены запаха, из-за чего годятся для внутренней ЗИ. Имеют не только шумо-, но и теплоизолирующие данные.
Сфера применения:
- стены жилых и нежилых помещений;
- фасады;
- кровля;
- межпанельные швы;
- оконные откосы;
- мансардные перекрытия;
- лоджии, балконы и подвалы;
- бытовки, гаражи, контейнеры;
- оборудование, трубопроводы, воздуховоды.
Наносятся подобно обычной краске на бетонную, кирпичную, металлическую, пластиковую поверхность любой конфигурации. Рабочий инструмент — валик, кисть, безвоздушный распылитель. Технологический слой — не менее 0.5 мм.
Эксплуатационные характеристики:
- хорошая адгезия к пропилену, пластмассам, металлу — полностью изолируют обрабатываемую подложку от доступа кислорода и влаги;
- устойчивы к разрушающему влиянию пресной и соленой воды;
- создают защиту от атмосферных осадков и температурных перепадов;
- минимизируют теплопотери;
- снижают риск образования конденсата;
- не теряют заявленных характеристик под ультрафиолетовым излучением;
- ремонтопригодны, быстро и легко восстанавливаются.
После высыхания образуют полимерное покрытие с высокими звуко- и теплоизоляционными показателями. Экологичны, безопасны для человека, домашних животных, окружающей среды. Не выделяют токсичных веществ в процессе горения, не воспламеняются, а только обугливаются. Эксплуатируются при температурах от -60 до + 240 градусов.
Недостаток — высокая стоимость и ограниченный выбор продукции отечественного производства. Сохнут долго, не менее суток.
Битумные
ШИ на базе битума — вариант для выполнения наружных работ. Внутри жилого дома использовать их нельзя из-за выраженного специфического запаха. Они поглощают не только звуки, но и вибрации, потому оптимальны для движущихся элементов авто или станка. Стоят дешевле акрила, потому подходят для проведения масштабных работ.
Выпускаются в нескольких форматах:
- эластичные пасты;
- «жидкие подкрылки»;
- двухкомпонентные мастики.
Шумопоглощающие пасты изготавливаются на полимерной основе. Они предотвращают появление резонанса, преобразуя колебания в тепло. Характеризуются водостойкостью и наличием антиабразивных свойств.
Наносятся способом аэрозольного распыления, малярской щеткой, валиком на тщательно вымытую и обезжиренную антисиликоном поверхность. Допускается применение грунтовки для улучшения сцепления. Части, на которые не должен попасть состав, укутывают целлофановой пленкой.
Пастообразные вещества применимы на конструкциях из металла и пластика. Рекомендуемая толщина — 1,0-2,5 мм. Время предварительного высыхания составляет 6-12 ч, полной полимеризации — 1-2 недели. Застывая, превращаются в прочную пленку, которую можно окрасить в любой цвет.
«Жидкие подкрылки» — защитный состав с добавлением синтетической резины. Востребован в автомобилестроении и ремонте для обработки днища машины. Выполняет 3 функции:
- ШВИ;
- ингибитора коррозии;
- защиты от механических повреждений.
Распределяется кистью, шпателем или краскопультом. Минимально допустимая толщина — 1000-1500 мкм. Высыхает до 10-12 ч.
Мастика с высокими антикоррозионными и вибропоглощающими качествами также может иметь в составе кроме битума и лак кукерсоль. Применяется для небольших деталей с жесткой рельефной структурой, покрывается слоем 2-3 мм плоским шпателем.